#G0

    РЕШЕНИЕ

Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области

 

от 08.02.2008 № 114-г

 

 

Об утверждении целевой

муниципальной программы

«Развитие сельского хозяйства

в Тутаевском  муниципальном

районе на 2008-2012 годы»

 

 

В соответствии с Уставом Тутаевского муниципального района Муниципальный Совет Тутаевского муниципального района

 

РЕШИЛ:

 

1.Утвердить целевую муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства в Тутаевском муниципальном районе на 2008-2012 годы» (приложение).

2. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.

 

 

Глава Тутаевского

муниципального района                                         

Я.Ю. АНДРЕЕВ

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

«Развитие сельского хозяйства

в Тутаевском муниципальном районе

на 2008-2012 годы»

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

#G0Наименование Программы

 

 

Основание разработки Программы

 

 

 

 

-  программа «Развитие сельского хозяйства в Тутаевском  муниципальном районе на 2008-2012 годы» (далее - Программа).

- постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 № 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года»

- постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»;

- письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2007 № АГ-17/4571 «О реализации государственной программы»;

- приказ департамента агропромышленного комплекса ТМР  от 22.11.2007 г.     № 5      «О разработке  программы «Развитие сельского хозяйства в Тутаевском муниципальном районе на 2008-2012 годы».

Государственный заказчик Программы

- департамент агропромышленного комплекса Администрации Тутаевского муниципального района.

Основной разработчик Программы

- департамент агропромышленного комплекса Администрации Тутаевского муниципального района .

Цели Программы

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

 

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции её переработки;

 

- сохранение и повышение плодородия почв.

Основные задачи Программы

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- привлечение инвестиций;

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.

Сроки реализации Программы

- 2008-2012 годы.

Объемы и источники финансирования

- объем финансирования Программы в 2008-2012 годах   составляет, всего 535,0 млн. рублей,

в том числе:

- за счёт собственных средств предприятий  150,7 млн. рублей;

- за счет привлеченных средств 204,5 млн. рублей;

- за счет средств областного бюджета 149,8 млн. рублей;

- за счет средств местного бюджета 30,0 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в рамках Программы в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 45 процентов по отношению к 2006 году;

- довести объём производства молока в 2012 году до  20,6    тысяч тонн;

- повысить производительность труда на 5,4 процента в 2012 году к уровню 2006 года.

Управление реализацией Программы и контроль её выполнения

- реализация Программы координируется департаментом агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района

Ответственное лицо -  директор  департамента АПК Тутаевского МР - Храмкин Юрий Александрович, тел. 2-14-42

 

    

 

 

 Постановка проблемы и необходимость разработки

программных мероприятий

 

Программа разработана в соответствии с постановлением  Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 № 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2007 № АГ-17/4571 «О реализации государственной программы», приказом департамента агропромышленного комплекса Ярославской области от 06.09.2007 № 156 «О разработке областной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и приказом департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района от 22.11.2007 № 5 «О разработке районной программы «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 годы».

 

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

В сельском хозяйстве района за последние годы объем производства продукции сельского хозяйства постоянно снижается.

Ежегодно продолжается снижение посевных площадей многих видов сельскохозяйственных культур, особенно зерновых, полностью исключены из структуры посевных площадей картофель, овощи, лен.

В животноводстве поголовье КРС, в том числе коров, свиней, а также овец продолжает уменьшаться. За период с 2001 по 2006 год  снижение поголовья данных видов скота произошло соответственно на 32, 24, 40 и 61 процент. Уровень производства молока за данный период сократился на 16,2 процента, мяса всех видов скота и птицы на 49,3 процента.

Ежегодно увеличивается  удельный вес убыточных хозяйств в общем их числе. Если в 2001 году данный показатель по району составил    60    процента, то в 2006 году 77 процентов. Снижается и рентабельность производственно-финансовой деятельности.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве растёт более низкими темпами, чем в других отраслях экономики. За 2006 год она составила  5425 рублей, что на 24 %  ниже, чем в среднем по району.

Быстрыми темпами снижается численность населения в трудоспособном возрасте в сельском хозяйстве. В 2006 году в сельскохозяйственных предприятиях района данный показатель составил 1528 человек, на 31,0 процент  меньше, чем в 2000 году.

Показатель обеспеченности кадрами массовых профессий  в сельскохозяйственных предприятиях области за 2006 год составил 97,5 процента, по специалистам - 94,3 процента. Тенденция данного показателя идёт на снижение. 

Замедление производства и снижение экономических показателей в сельском хозяйстве, отсутствие экономических условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры - все эти факторы обусловили обострение социальных проблем села.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, и  неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм - КФХ, ЛПХ садоводов  к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем.

II. Цели Программы и прогноз развития сельского хозяйства

 на 2008-2012 годы

 

Целями Программы на 5-летний период являются:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности продукции производимой сельскохозяйственными товаропроизводителями  района на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства;

- удовлетворение потребностей населения района в продовольственных товарах; удовлетворение потребностей перерабатывающих предприятий и организаций в сельскохозяйственном сырье;

- повышение эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории района;

- содействие развитию производственно - технического обслуживания и материально - технического обеспечения сельскохозяйственного производства;

- сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач по следующим направлениям:

-     создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

-     улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

-     обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

-     привлечение инвестиций;

-     повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.

- в животноводстве доведение удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных в 2012 году до 20 процентов;

- в растениеводстве доведение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

- снижение уровня рисков в сельскохозяйственном производстве путём доведения в 2012 году удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 25 процентов;

- сохранение и поддержание почвенного плодородия;

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;

- привлечение инвестиций по всем направлениям мероприятий Программы*;

-     улучшение кадрового и информационно-консультационного обеспечения отрасли;

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

-     увеличение к 2012 году ввода реконструкции сетей водоснабжения до 3 км и строительства распределительных газовых сетей до 8 км;

- восстановление и наращивание потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;

- привлечение союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаро-производителей и других общественных организаций к участию в формировании государственной аграрной политики.

В результате реализации Программы предусматривается улучшение базовых показателей социально-экономического развития сельского хозяйства.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 45 процентов. Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 9 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени предусматривается обеспечить на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». В 2008-2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

В начальной стадии реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении зерноуборочных комбайнов и тракторов к 2010 году, а в отношении кормоуборочных комбайнов - к 2009 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено 9 тракторов, 6 зерноуборочных комбайнов и 5 кормоуборочных комбайнов. Коэффициент обновления тракторов с учетом списания этой техники возрастёт с 1,7 процентов в 2006 году до 2,2 процентов в 2012 году, зерноуборочных комбайнов соответственно - с 5,0 процентов до 15,8 процентов, и кормоуборочных комбайнов - с 5,0 процентов до 25,0 процентов.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 1,9 раза.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

- развитие кормовой базы с увеличением доли производства культур с более высоким содержанием белка;

- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроиз-водителей и их материально-технической базы;

- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизво-дителей;

- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства за счёт собственных и привлечённых ресурсов.

- - в том числе предполагается софинансирование из федерального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

 

 

III. Устойчивое развитие сельских территорий

 

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:

- мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

 

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры

и инженерного обустройства сельских поселений

 

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;

- развитие социальной инфраструктуры села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утверждённой Законом Ярославской области от 6 мая 2005 года № 23-з, по завершении срока действия которой предусматривается продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Средства государственной поддержки за счет местного бюджета предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности на территории Ярославской области.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;

- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;

- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Предполагается участие Тутаевского района в конкурсе на реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Федеральной Программы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

С целью закрепления кадров на селе и развития сельскохозяйственного производства предусматриваются мероприятия по строительству жилья для руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий.

Предполагается ежегодно в период действия программы расселять и трудоустраивать на селе до 2 руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, строить не менее 200 кв. м жилых домов усадебного типа.

Мероприятия отражены в Приложении 11 к Программе.

 

IV. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

 

Несмотря на неэквивалентность в товарообмене продукции сельского хозяйства и промышленности, сельское хозяйство остается интегрированным в экономику страны и занимает значительное место по территории, трудовому и производственному ресурсам. Формируя значительный объем финансовых потоков, сельскохозяйственное производство играет важную роль в экономике района.

Но уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил в среднем по району около 1,2 процента. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.

Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требуется активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предполагаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, с учётом продолжения  работы по реструктуризации финансовой задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». 

Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по техническому обновлению и технологическому совершенствованию сельскохозяйственного производства, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами, созданию условий для организации и развития малых форм хозяйствования на селе и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства.

 

Техническая и технологическая модернизации

 сельского хозяйства

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства района является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.

В последние годы в условиях низкой покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей, из-за диспаритета цен на энергоносители и сельскохозяйственную продукцию происходит сокращение машинно-тракторного парка и технологического оборудования. Так, в 2006 году по сравнению с 2000 годом, парк тракторов уменьшился в 1,5 раза, зерноуборочных комбайнов в 1,6 раза, кормоуборочных комбайнов в 1,4 раза.

С каждым годом все острее ощущается дефицит механизаторских кадров. По состоянию на 01.01.2007 года механизаторов в сельхозпредприятиях района осталось 177 человек, по сравнению с 2001 годом было 359 человек.  Обеспеченность механизаторскими кадрами составляет 87 процентов. Для проведения сельскохозяйственных работ в лучшие агротехнические сроки дефицит механизаторов возрастает более чем на 27 процентов.

Пополнение парка сельхозмашин по району не превышает 1,5 процента, в тоже время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов в год. В целях недопущения дальнейшего снижения технического потенциала необходимо провести мероприятия по технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.

Всего за счет средств различных источников финансирования  предусматривается поставка высокотехнологичных сельскохозяйственных машин и оборудования для ведения прогрессивных ресурсосберегающих технологий в течение 5 лет на сумму 157,7 млн. рублей. (Приложение 8 к Программе).

 

 

Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей

в формировании государственной аграрной политики

 

Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными органами исполнительной власти Тутаевского района на создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, и в реализации мероприятий Программы;

- обобщение и распространение достижений в сфере развития сельского хозяйства;

- разработка технических заданий на технические регламенты, определяющие требования по качеству и безопасности продукции, работ и услуг в сельском хозяйстве, необходимые для функционирования системы технического регулирования отрасли;

- обеспечение безопасных условий труда работников в сельскохозяйственном производстве;

- предоставление необходимой информации сельскохозяйственным товаропроизводителям  для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;

- содействие обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок.

 

V. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

 

Задачей развития приоритетных отраслей сельского хозяйства является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе. Меры государственной поддержки в 2008-2012 годах будут направлены на качественное улучшение сельскохозяйственных животных за счет укрепления племенной базы и усиления ее влияния на товарное животноводство, повышение эффективности ведения отраслей животноводства путем создания условия для более полной реализации генетического потенциала животных и птицы, а также стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, в первую очередь романовских овец.

Для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественными племенными животными и сокращения поставок их по импорту необходимо укреплять существующую племенную базу. К 2012 году племенная база района должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем поголовье коров в сельхозпредприятиях до 20 процентов.

С 2006 года на территории района  реализуется приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», основные направления проекта включают ускоренное развитие животноводства. В результате реализации проекта за 2006-2007 годы в районе осуществляется 1  инвестиционный проект по  реконструкции и модернизации производственных проектов животноводства   и птицеводства, в том числе 2 проекта  по молочному животноводству, 1 - по птицеводству.

За 2006 год и 8 месяцев на реализацию данных проектов привлечены инвестиционные кредиты сроком на 8 лет в сумме 41 млн. рублей, проценты за использование которыми субсидируются за счет бюджетных средств

Для облегчения труда работников животноводства и получения качественной молочной продукции Программой предусматривается продолжить работу по механизации кормления, доения, охлаждения молока. Для этих целей будет приобретено оборудование и проведена реконструкция ферм и комплексов. Перечень технологического оборудования, необходимого для реконструкции животноводческих ферм в Приложении 1,2 к Программе.

За счет внедрения новой техники в 2008- 2012 годах будет обеспечено повышение комплексной механизации молочного животноводства на  25 процентов.

В перспективе технология раздельного скармливания каждого из компонентов рациона будет замещаться технологией кормления полнорационными кормосмесями, удельный вес которых в общем объеме кормов будет увеличен до 50 процентов в 2012 году.

В период с 2008 - 2012 годов будет преобладать, как и ранее, привязной способ содержания коров с размещением в стойлах. К 2012 году более 40 процентов коров (2300. голов) планируется перевести на беспривязно-боксовое содержание с доением в доильном зале. Ремонтный молодняк всех возрастов планируется выращивать беспривязно с использованием различных технологических решений этой системы содержания скота.

Решающим условием дальнейшего развития животноводства является прочная кормовая база, полное обеспечение скота всеми видами кормов высокого качества, скармливание их в подготовленном сбалансированном виде.

Для удовлетворения потребностей животных и получения запланированной продуктивности на уровне 4500 кг в год,  в хозяйствах района в 2012 году требуется довести объемы производства и заготовок всех видов кормов, с учетом страхового фонда, не менее чем до 48 ц к.ед. в год в расчете на условную голову скота, в том числе - 28 ц к. ед. на период зимнего содержания животных. Довести качество заготавливаемых кормов - до уровня не ниже 2 класса и наличие переваримого протеина в 1 к. ед. не менее чем до 105 граммов.

 

Животноводство

 

За период реализации данной Программы планируется приостановить снижение поголовья коров и концу 2012 года стабилизировать  его во всех категориях хозяйств района на уровне  4904 голов, увеличить производство молока до  20,6 тыс. тонн, на 53,2 тн больше уровня 2006 года, довести  объем производства скота и птицы на убой в живой массе до 2000. тонн.

Прогнозируемые  показатели развития животноводства в Тутаевском муниципальном районе на 2008 - 2012 годы приведены в Приложении 1 к Программе.

Для достижения намеченных показателей предусмотрено выполнить комплекс мероприятий, включающий  меры по развитию племенной базы и воспроизводству стада крупного рогатого скота, совершенствованию технологии  содержания и кормления скота, укреплению кормовой базы,  обеспечению контроля качества молока. 

 

Система мер по развитию племенной базы и  поддержке племенного животноводства крупного рогатого скота

    

     В ближайшие годы будут происходить структурные изменения породного состава скота в  соответствии с требованиями экономики отрасли. В этих целях  разработана программа оптимизации породного состава крупного рогатого скота в хозяйствах Ярославской области.

В молочном животноводстве Тутаевского муниципального района по состоянию на 01.01.2007  сложился  следующий  структурный  породный  состав: ярославская порода -  90 процентов,  улучшенный тип ярославского скота - 10 процентов.

На период до 2012 года включительно основной породой, разводимой в районе, останется ярославская порода скота с увеличением ввода в товарные хозяйства улучшенного типа ярославского скота. К 2012 году предполагается иметь  структуру  породного состава: ярославская порода - 50 процентов,  улучшенные генотипы ярославского скота - 46 процентов,  айрширская - 4 процента.

Селекционная работа с молочным скотом будет направлена  на дальнейшее улучшение качественных показателей, сохранение генофонда животных и его эффективное использование.

Племенная база района состоит  из 1 племенного репродуктора. Поголовье коров в племенных хозяйствах составляет 14 процентов от общего поголовья коров, имеющегося в сельскохозяйственных предприятиях. Средняя продуктивность коров в племенных хозяйствах в 2006 году составила 4110 кг молока. Средний надой на корову в племенных хозяйствах прогнозируется  на уровне 5000 - 5500 кг на 01.01.2013.

Для повышения уровня развития племенной базы молочного животноводства, усиления влияния племенных хозяйств на качественный состав и уровень продуктивности скота товарных хозяйств необходимо увеличить активную (племенную) часть стада области за счет организации дополнительных племенных репродукторов  с доведением  удельного веса племенных коров в сельскохозяйственных предприятиях до 25 процентов от их общего поголовья.          

С целью улучшения качества поголовья скота товарной зоны ежегодно из племенных хозяйств в товарные планируется продавать по 50-60 нетелей и телок.

В 2012 году охват искусственным осеменением поголовья коров будет доведен до 90 процентов, в том числе материалом быков-улучшателей - до 60 процентов, будет расширено применение наиболее эффективных способов осеменения.   Выход телят в среднем по району за указанный период планируется довести до 85 процентов.

Для осуществления мероприятий по развитию племенного животноводства предполагается предоставлять субсидии за счет средств областного и районного бюджетов:

- для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

- на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества;

- на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

2) для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств,  на возмещение части затрат:

- на реализованное семя быков-производителей

- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;

- на приобретение племенного молодняка.

 

Молочное скотоводство

 

Традиционно приоритетной отраслью животноводства Тутаевского муниципального района является молочное скотоводство. О важности молочного животноводства для экономики сельского хозяйства района свидетельствует удельный вес выручки от реализации продукции крупного рогатого скота в общем объеме реализуемой продукции животноводства, составляющей 49 процентов, в том числе от реализации молока - 38 процентов, от реализации мяса - 11 процентов.

Производство молока входит в перечень рентабельных производств, что является  важным аргументом в пользу его дальнейшего развития.

Главная проблема отрасли состоит в слабой технической базе. На 01.01.2006 года 80 процентов ферм не обеспечивали оптимальных условий микроклимата для животных. Только на 60 процентах ферм доение коров осуществляется  в молокопровод,   на   33 процентах    ферм    механизирована раздача кормов,   на остальных фермах используется физически и морально устаревшее оборудование.

Дальнейшее развитие отрасли невозможно без улучшения условий труда работников животноводства и повышения качества реализуемой продукции.

С 2006 года на территории района реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». В настоящее время в районе осуществляется работа с 2 инвестиционными проектами по строительству, реконструкции и модернизации производственных объектов  по молочному животноводству.

За первый год реализации проекта было закуплено и установлено 3 доильные установки, 3 танка-охладителя молока, 4 смесителя - раздатчика кормов, что положительно повлияло на процесс механизации в животноводстве. На 01.01. 2007 года доение коров в молокопровод составило 63,3 процента (+ 14 процентов), механизированная раздача кормов 34,1 процента      (+ 3 процентов). К 2012 году доение коров в молокопровод и в доильных залах планируется довести до 65 процентов, в том числе  более 47 процентов (2300. голов) коров с доением в доильном зале, механизированную раздачу кормов довести до 50 процентов.

При реализации Проекта будет построено, реконструировано, модернизировано 2300 скотомест для коров. Приложение 1,2 к Программе.

Новое строительство, модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отрасли планируется проводить за счет привлечения долгосрочных инвестиционных кредитов, с возмещением части затрат на уплату процентов из федерального и областного бюджетов. Планируется также возмещение из областного бюджета части затрат на покупку технологического оборудования и закупку племенного скота.

 

Овцеводство

 

Целью осуществления мероприятий по развитию овцеводства является сохранение и развитие романовской породы овец. Восстановление численности поголовья  романовских овец наиболее целесообразно начинать в хозяйствах  традиционного племенного разведения с тем, чтобы затем снабжать молодняком хозяйства всех организационно-правовых форм в период оживления экономики отрасли.

На перспективу овцеводство в системе разведения будет развиваться по двум направлениям:

- племенное овцеводство (племенной материал для сохранения резервного генофонда и расширения ареала распространения);

- товарное овцеводство коллективных и фермерских хозяйств, а также крестьянских подворий (для получения продукции овцеводства: овчины, мясо, шерсть).

В ближайшие годы приоритетное развитие получит племенное овцеводство, так как спрос на племенной молодняк с каждым годом возрастает. Для удовлетворения спроса на племенную продукцию необходимо увеличение численности животных в племенных хозяйствах и увеличение количества племенных хозяйств за счет перевода ряда товарных сельхозпредприятий в число племенных. Одновременно должны быть повышены требования к качеству реализуемого поголовья.

 

Свиноводство

 

Программой предусматривается увеличение поголовья свиней,  повышение роста эффективности производства свинины с учетом изменений условия содержания свиней.

В свиноводческом предприятии «Чебаково» будет продолжена работа по совершенствованию свиней породы брейтовская и крупная белая. В товарном свиноводстве наибольшее распространение получит двухпородное и трехпородное скрещивание, при котором многоплодие свиней планируется увеличить, получить приросты живой массы молодняка и  на 10 процентов снижении затрат кормов на 1 кг прироста.

Основное направление свиноводческого предприятия промышленного типа - модернизация с максимальным использованием существующих зданий и сооружений и оснащением их перспективным технологическим оборудованием. Технологический процесс предусматривает трехфазную систему выращивания свиней.

Модернизацию, техническое и технологическое перевооружение отрасли планируется проводить за счет привлечения долгосрочных инвестиционных кредитов с возмещением части затрат на уплату процентов из федерального и областного бюджетов.

 

Птицеводство

 

Программой намечено довести объем реализации птицы на убой в живом весе  с 716 тонн в 2006 году до 800 тонн - в 2012 году (прирост 10,5 процента), производство яиц  увеличить за указанный период с 172,7 до 220,0 штук (прирост 27,3 процента).

В яичном птицеводстве района в настоящее время используется птица кроссов «Хайсекс белый», «Хайсекс коричневый», «Птичное». Структура поголовья птицы будет совершенствоваться за счет внедрения новых высокопродуктивных кроссов отечественной и зарубежной селекции, которые позволят достичь более высоких  конечных результатов.

В птицеводстве основное направление совершенствования технологии выращивания птицы - внедрение в мясное, яичное птицеводство ресурсосбере- гающих технологий:

- применение напольной системы содержания с автоматически регулируе-мым микроклиматом при выращивании ремонтного молодняка родительского стада, нормированным и раздельным кормлением кур и петухов с применением дифференцированных рационов;

- при содержании мясных видов птицы планируется применение режимов прерывистого освещения, как эффективного энергосберегающего технологического приема, позволяющего более экономно использовать электроэнергию;

- внедрение клеточного оборудования для выращивания и содержания кур-несушек с применением экологически чистого метода ленточного пометоудаления, обеспечивающего экономию топливных и сырьевых ресурсов;

- замена традиционных централизованных систем отопления на автоном-ный обогрев птичников от газовых теплогенераторов и других автономных средств обогрева.

Увеличение производства мяса птицы и яиц планируется обеспечить за счет более полного использования имеющихся мощностей действующих птицефабрик.

Техническое и технологическое перевооружение производств будет сопровождаться совершенствованием технологий переработки продуктов птицеводства за счет внедрения углубленной переработки мяса птицы и яиц.

Реализация проектов будет осуществляться за счет собственных средств предприятий и  долгосрочных инвестиционных кредитов с возмещением части затрат на уплату процентов из федерального и областного бюджетов.

 

Проведение противоэпизоотических мероприятий

 

Целями осуществления мероприятий по проведению противоэпизоотических мероприятий являются: предупреждение болезней сельскохозяйственных животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных, включая рыб, на основе выполнения плана противоэпизоотических мероприятий;

- реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, распространенных на территории области и наносящих наибольший экономический ущерб;

- реализация мероприятий по модернизации зданий и сооружений ветеринарного назначения, оснащения их современным оборудованием для совершенствования лабораторий диагностики болезней животных, включая рыб и ветеринарно - санитарной экспертизы продуктов животного и растительного происхождения; 

- совершенствование технологий профилактики, диагностики и лечения болезней животных с использованием современного оборудования, инструментария, перспективных средств борьбы с болезнями животных и внедрения их в ветеринарную практику в муниципальном районе области.

 

Растениеводство

 

 

В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, на производство высококачественного семенного материала зерновых культур, картофеля, льна рапса и кормовых высокобелковых высокоэнергетических культур.

 

Сохранение и повышение почвенного плодородия

 

Основными целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются:

- сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;

- создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, культурно-технических, гидромелиоративных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- известкование и  почв;

- внесение органических удобрений;

- использование сидеральных удобрений

- внесение минеральных удобрений;

- защита растений;

По мероприятиям поддержания почвенного плодородия предусматривается государственная поддержка из местного бюджета по частичной компенсации затрат по следующим направлениям:

- химизация земель (внесение минеральных удобрений и применение средств защиты растений);

Одним из основных показателей плодородия почв является степень их кислотности, от которой зависят физико-механические, водно-воздушные, химические и биологические свойства почв.

По результатам агрохимического анализа почв в районе 20529 гектаров пашни (67,5 %) имеет кислотность от 4,0 до 5,5 и требует известкования. Исходя из реальных условий, Программой предусмотрено в 2008 - 2012 годах провести известкование почв на площади  210га.

На период реализации Программы планируется внести 300 тыс. тонн органических удобрений, внести 700 тонн в действующем веществе минеральных удобрений.

Мероприятия по сохранению и повышению почвенного плодородия отражены в Приложении 3,5 к Программе.     

 

Семеноводство

 

Целью осуществляемых мероприятий по поддержке семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно- обоснованной нормы исходя из расчета не менее 15 процентов общей площади посевов;

- для обеспечения доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного материала предлагается финансирование  из средств местного бюджета в размере 30 % от затрат.

 

Мероприятия по развитию семеноводства сельскохозяйственных культур отражены в Приложении 4 к Программе. 

    

Кормопроизводство

 

Целью осуществления мероприятий по обеспечению скота всеми видами кормов высокого качества для дальнейшего развития молочного скотоводства является создание прочной кормовой базы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Исходя из научнообоснованной структуры кормления, для получения запланированной продуктивности на уровне 4500 кг молока в год, в хозяйствах области к 2012 году требуется ежегодно заготовить:

грубых кормов   21,8 тыс. тонн

в т.ч. Сена           6,4 тыс. тонн

сенажа      15,4 тыс. тонн

сочных кормов  64,5 тыс. тонн

концентрированных кормов - 10,4 тысонн, по 1,3 тонны на условную голову, или не менее 48 ц к.ед. в год в расчете на условную голову скота, в т.ч. 28 ц к.ед. в период зимнего содержания животных. Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по первичному и элитному семеноводству, что позволит сельхозтоваропроизводителям доступность приобретения качественных семян и внедрение новых перспективных сортов.

Главным направлением в укреплении кормовой базы на ближайшую перспективу является интенсификация кормопроизводства с внедрением прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства кормов, увеличение объемов заготовки силоса пониженной влажности из подвяленных трав, с применением химических и микробиологических консервантов, сенажа в упаковке, зерносенажа, плющенного консервированного зерна, расширения площадей кормовых высокобелковых культур (козлятник восточный, люцерна, рапс и другие).

Для повышения продуктивности кормовых угодий необходимо проводить подкормки минеральными удобрениями пастбищ и многолетних трав на выпас.

По мероприятиям развития кормовой базы предусматривается государственная поддержка из местного бюджета по частичной компенсации затрат по следующим направлениям:

- приобретение семян клевера;

- приобретение минеральных удобрений.

 

Для создания прочной кормовой базы и повышения плодородия почв, используя многолетние травы 1 года пользования на сидеральные удобрения,  необходимо в структуре  площадей многолетних трав иметь не менее 30 % клеверов  первого года пользования. Для достижения данной цели необходима финансовая поддержка на покупку семян в размере 30% от стоимости семян.                                                                                        

Ввод в структуру кормовых угодий козлятника восточного позволит расширить ассортимент кормовых культур и удешевить их себестоимость. Преимущество данной культуры перед клевером состоит в том, что его травостой растет на одном месте  до 15 лет, отличается ранним весенним отрастанием (первый укос в конце 3 декады мая - начале 1 декады июня), стабильное производство семян (2 - 5 цн\га), богат питательными веществами (в 1 к. ед. - 190 - 200 г перевариваемого протеина), дает три укоса за вегетацию, урожайность 1 укоса 200 цн\га, пригоден для заготовки сена, силоса, сенажа в упаковке, используется на зеленый корм

Мероприятия по кормопроизводству отражены в Приложении 6,9,10 к Программе. 

 

Производство рапса

 

Целью осуществления мероприятий по производству рапса  является обеспечение потребности населения в растительном масле, промышленности - биологическом топливе, отрасли животноводства в кормовом белке.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- увеличение посевных площадей рапса;

- увеличение валовых сборов семян рапса, в первую очередь за счёт повышения урожайности;

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Повышение урожайности и валовых сборов рапса за счет:

- применения минеральных удобрений;

- применения средств защиты растений;

- внедрения современных энергосберегающих технологий и техники;

- семеноводства;

- соблюдения технологии возделывания рапса.

Государственная поддержка из областного бюджета предусматривается по следующим направлениям:

- уплата части процентов по привлечённым кредитам;

- компенсация части затрат на приобретение техники и технологического оборудования;

- компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений.

Мероприятия по производству рапса в 2008 - 2012 годы отражены в Приложении 7 к Программе.     

 

VI. Развитие и поддержка малых форм хозяйствования на селе

 

Целями осуществления мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на селе являются:

- создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - потребительские кооперативы) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.;

- создание условий для  увеличения сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ) и в личных подсобных хозяйств населения (далее - ЛПХ), в садоводческих, огороднических и в некоммерческих объединениях (далее - садоводы).

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- содействие созданию потребительских кооперативов;

- создание условий для поддержки развития потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;

- привлечение инвестиций в сельское хозяйство района;

- создание условий для доступности финансового обеспечения потребительских кооперативов, КФХ, ЛПХ, садоводов;

- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение;

- создание дополнительных рабочих мест;

- развитие земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений для эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Финансовое обеспечение из областного бюджета мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на селе предусматривается по следующим направлениям:

- уплату части процентов по привлечённым кредитам;

- компенсацию части затрат на приобретение

техники, технологического оборудования и племенного скота;

- компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;

- компенсацию части затрат, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Реализация мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на селе осуществляется на основании Закона Ярославской области от 22 ноября 2006 года № 79-з «Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007 - 2011 годы», по завершении срока действия которого предусматривается продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

 

VII. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.

 

Основная цель кадровой политики Администрации Тутаевского муниципального района  в агропромышленном комплексе - сформировать кадровый потенциал, способный обеспечить эффективное ведение аграрного сектора экономики района.

Для реализации этой цели Администрация Тутаевского муниципального района обеспечивает:

- для закрепления  молодых специалистов в сельскохозяйственных предприятиях, после окончания высших и средних профессиональных учебных заведений, доплату к заработной плате в течении первого года работы в размере 1000 и 500 рублей в месяц;

- частичное возмещение затрат на обучение в размере 30 процентов от ежегодной сметы расходов на подготовку специалистов в учебном заведении по целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

Мероприятия по кадровому обеспечению  АПК отражены в Приложении 12 к Программе.

 

VIII. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

 

В целях укрепления финансовой устойчивости  сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции будут проводиться меры по  повышению доступности кредитов. В этих же целях для сельскохозяйственных товаропроизводителей намечены меры по развитию земельной ипотеки и продолжению  работы по реструктуризации финансовой задолженности в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

За период реализации настоящей Программы предполагается обеспечить стабилизацию финансового положения в сельском хозяйстве. Рентабельность сельскохозяйственного производства к концу 2012 года прогнозируется на уровне 4 процентов, а доля убыточных хозяйств не должна превысить 45 процентов (Приложение 14 к Программе).

В целях  поддержки финансовой устойчивости малых форм хозяйствования предусматривается проведение следующих мер:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;

- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;

- повышение доходов сельского населения.

 

Развитие рынка сельскохозяйственной продукции,

 сырья и продовольствия

 

Одной из главных задач развития сельского хозяйства района является повышение эффективности реализации сельхозпродукции, путём расширения рынков сбыта, что определяет уровень доходности сельского товаропроизводителя. Значительную роль в решении этой проблемы может сыграть создание механизма участия личных подсобных хозяйств в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд района.

В настоящее время производственный потенциал личных подсобных хозяйств в системе государственного и муниципального заказа практически не используется. Это связано, прежде всего, с малыми партиями производимой сельскохозяйственной продукции, значительной сезонностью ее производства, отсутствием информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных покупателях. Очевидна необходимость привлечения организующей структуры - заготовительной организации, которая бы проводила изучение рынка, осуществляла закупку и реализацию продукции личных подсобных хозяйств, участвовала в торгах, заключала сделки и осуществляла поставки в бюджетные учреждения. Преимуществом использования данного механизма является укрупнение товарных партий сельскохозяйственной продукции, что позволит личным подсобным хозяйствам организованно реализовать свою продукцию, а также минимизировать расходы, связанные со сбытом.

Кроме того, заготовительные организации наряду с выполнением государственного или муниципального заказа будут осуществлять сопутствующую деятельность по закупке и реализации дополнительных объемов продукции с личных подсобных хозяйств, а также создание или реформирование существующих рынков в сельскохозяйственные рынки, даст возможность  продвижения продукции местных сельхозпроизводителей.

Важное место в общем объеме оборота на внутреннем рынке занимают сетевые магазины. И, если сегодня, согласно федеральному Закону «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный потребительский кооператив, управляющий данным рынком, должен предусматривать для своих членов и предоставлять им торговые места в количестве не менее чем пятьдесят процентов от их общего количества, то для сетевых магазинов законодательно нет никаких ограничений.

Предусматриваются следующие мероприятия, позволяющие увеличить производство продукции во всех категориях хозяйств и в значительной мере способствовать стабилизации агропромышленного комплекса в районе:

- координация деятельности предприятий агропромышленного комплекса, перерабатывающих предприятий, предприятий потребительской кооперации и других хозяйствующих  субъектов по закупке, сбыту сельхозпродукции;

- создание заготовительной сети;

- увеличение закупки сельхозпродукции и сырья для перерабатывающей промышленности;

- усиление взаимодействия с органами местного самоуправления;

- повышение доходов и улучшение социальных условий сельского населения;

- обеспечение продовольственной безопасности района;

- участие в межрегиональных выставках-ярмарках, в конкурсах.

 

IX. Ресурсное обеспечение Программы

 

Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 504,1 млн. рублей. 

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет  следующих  источников: собственных средств предприятий - 150,7 млн. рублей, привлечённых ресурсов - 204,5 млн. рублей, средств областного бюджета - 149,8 млн. рублей и средств местного бюджета - 30,0 млн. рублей.

Государственную поддержку за счет средств местного бюджета предусматривается осуществлять в течение 2008 - 2012 годов на основании закона Тутаевского района о местном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК разрабатывается порядок начисления и выплаты субсидий и компенсаций, который утверждается постановлением Администрации Тутаевского района.

Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2008 - 2012 годах указаны в приложении 13 к Программе.

 

X. Механизм реализации и порядок контроля реализации Программы

 

Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:

- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом реализации Программы;

- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;

- при необходимости заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;

- проводит согласование объемов финансирования;

- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;

- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;

- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;

- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств.

В реализации мероприятий Программы участвуют сельскохозяйственные товаропроизводители, малые формы хозяйствования, ЛПХ, садоводы.  

В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации Ярославской области и Тутаевского муниципального района.

Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.

 

XI. Мониторинг Программы  и оценка её эффективности

 

Департамент АПК Тутаевского муниципального района на основе годовых и квартальных отчётов сельскохозяйственных товаропроизводителей, государственной статистической отчётности территориального органа Федеральной службы государственной статистики обобщает и анализирует ход реализации мероприятий Программы, достижений запланированных показателей (индикаторов)  и представляет соответствующие документы в департамент экономического развития Тутаевского муниципального района.

При реализации мероприятий Программы предполагается достигнуть следующих показателей эффективности:

- увеличить объёмы известкования в 2012 году до 210 га;

- увеличить объёмы внесения минеральных удобрений в 2 раза;

- довести к 2012 году удельный вес посевов сельскохозяйственных культур, засеваемых элитными семенами до 15 процентов;  

- довести удельный вес племенных коров в структуре стада до 25 процентов, что даст возможность увеличить удой молока от одной коровы в среднем 4500 кг;

- увеличить производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) по отношению к 2006 году на 145,0 процентов;

- за счёт сохранения рабочих мест ежегодно увеличивать объём производства сельскохозяйственной продукции;

- обеспечить рост производства молока 153,7 процента;

- повысить производительность труда к концу срока реализации Программы  на 105,4 процента.

Сохранение и рост производства продукции сельского хозяйства в большей степени предусматривается обеспечить на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы с применением прогрессивных технологий по заготовке кормов.

Коэффициент обновления основных видов техники увеличится в среднем с 1,3 процента до 6,1 процента, что даст возможность за 5 лет заменить около 25 процентов парка машин в основном за счёт более производительных видов техники.

Рентабельность сельскохозяйственного производства в 2012 году предполагается на уровне 4 процентов и снижении удельного веса убыточных предприятий с 54 процентов до 45 процентов от общего их количества.

Целевые показатели (индикаторы) эффективности выполнения мероприятий Программы отражены в Приложении 14 к Программе.  

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 к Программе

                                                       

Мероприятия по развитиюживотноводства

 

#G0Показатели

2005 г

отчёт

2006 г

отчёт

 2007 г  ожид.

Прогноз

 

 

 

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Основные показатели

 

Производство молока, всего тыс. тонн

14,1

13,4

12,9

12,9

14,5

18,3

20,2

20,6

Производство скота и птицы (в живом весе), всего тонн

 

1255

 

1378

 

1500

 

1600

 

1600

 

1700

 

1800

 

2000

Производство яиц во всех категориях хозяйств (млн. шт.)

 

134,2

 

172,8

 

155,0

 

180,0

 

180,0

 

200,0

 

200,0

 

220,0

Поголовье коров во всех категориях хозяйств, гол.

 

4287

 

4009

 

3515

 

3601

 

4138

 

4801

 

4901

 

4904

Удой на корову по сельхозпредприятиям, кг

3205

3257

3408

3625

3741

4087

4161

4244

Удельный вес племенных коров от общего поголовья коров ( %)

 

12,0

 

12,0

 

14,0

 

14,0

 

12,0

 

16,0

 

20,0

 

25,0

Удельный вес племенных овец от поголовья овец во всех категориях хозяйств, (%)

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

Удельный вес племенных свиней от поголовья с/х предприятий (%)

 

-

 

-

 

-

 

90

 

90

 

90

 

90

 

90

Удельный вес племенной птицы от поголовья с/х предприятий (%)

 

6

 

5

 

4

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

Реализация племенного молодняка КРС, голов

 

-

 

-

 

20

 

50

 

50

 

60

 

60

 

60

Реализация племенного молодняка овец романовской породы, голов

 

206

 

272

 

100

 

250

 

300

 

300

 

300

 

300

2. Реконструкция животноводческих ферм (кол-во, единиц)

 

Установки для доения коров с молокопроводом

3

3

2

1

2

2

2

2

Доильные залы

-

-

-

2

3

1

1

1

Танки-охладители молока

3

2

2

1

1

2

2

2

Смесители-кормораздатчики

1

3

-

1

3

1

1

-

Реконструкция  и новое строительство ферм и комплексов (строительная часть)

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

 

1

 

Приложение 2 к Программе

 

Потребность в финансовых средствах на реконструкцию животноводческих ферм   (тыс. руб.)

#G0

ВСЕГО

2008

2009

2010

2011

2012

 

 

 

тысуб.

 

тысуб.

 

тысуб.

 

тысуб.

 

тысуб.

УСТАНОВКА ДЛЯ ДОЕНИЯ КОРОВ В МОЛОКОПРОВОД

18000

1

2000

2

4000

2

4000

2

4000

2

4000

ДОИЛЬНЫЕ ЗАЛЫ

240000

2

60000

3

90000

1

30000

1

30000

1

30000

ТАНКИ-ОХЛАДИТЕЛИ МОЛОКА

80000

1

1000

1

1000

2

2000

2

2000

2

2000

СМЕСИТЕЛИ КОРМОРАЗДАТЧИКИ

6000

1

1000

3

3000

1

1000

1

1000

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО

10000

1

5000

1

5000

 

 

 

 

 

 

ПОКУПКА ПЛЕМЕННОГО СКОТА,ГОЛ/ТЫСУБ

63000

810

63000

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОКУПКА СЕМЕНИ БЫКОВ РОИЗВОДИТЕЛЕЙ,ДОЗ/Т.РУБ

5885

20000

1100

20000

1100

21000

1155

23000

1265

23000

1265

ВСЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ

350885

 

133100

 

104100

 

38155

 

38265

 

37265

2.ВОЗМЕЩЕНИЕ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ ФЕРМ, ПОКУ00ПКЕ ПЛЕМСКОТА НА СУММУ (ТЫСУБ)

УСТАНОВКА ДЛЯ ДОЕНИЯ КОРОВ В МОЛОКОПРОВОД 30%

5400

1

600

2

1200

2

1200

2

1200

2

1200

ДОИЛЬНЫЕ ЗАЛЫ 30%

72000

2

18000

3

27000

1

9000

1

9000

1

9000

ТАНКИ-ОХЛАДИТЕЛИ МОЛОКА 30%

2400

1

300

1

300

2

600

2

600

2

600

СМЕСИТЕЛИ-КОРМОРАЗДАТЧИКИ 30%

1800

1

300

3

900

1

300

1

300

 

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО

10000

1

5000

1

5000

 

 

 

 

 

 

ПОКУПКА ПЛЕМСКОТА, гол./тысуб.

63000

810

63000

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОКУПКА СЕМЕНИ БЫКОВ ,ДОЗ/ТЫСУБ.

5885

20000

1100

20000

1100

21000

1155

23000

1265

23000

1265

ВОЗМЕЩЕНИЕ 30 % ВСЕГО:

81600

 

19200

 

29400

 

11100

 

11100

 

10800

ПРОГРАММА НА СУММУ:

350885

 

133100

 

104100

 

38155

 

38265

 

37265

ВОЗМЕЩЕНИЕ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА-30%

81600

 

19200

 

29400

 

11100

 

11100

 

10800

ВОЗМЕЩЕНИ ИЗ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА- на покупку семени быков

5885

20000

400

20000

400

21000

420

23000

460

23000

460

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕСУРСОВ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

10000

1

5000

1

5000

 

 

 

 

 

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕСУРСОВ НА ПОКУПКУ ПЛЕМСКОТА

4050

810

4050

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИВЛЕСЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

350955

 

104050

 

68900

 

26215

 

26245

 

25545

 

Приложение 3 к Программе

 

Мероприятия по  известкованию почв

 

#G0Наименование хозяйств

Распределение по степени кислотности

План известкования до 2012 года

Общее коли. Извести

 Тонн

Стоимость известкования

 

 

4,0-4,5

4,6-5,0

5,1-5,5

Всего га

 

 

 

ООО «Свобода»

53

362

370

785

415

2057

1245

СПК «Приволжье»

17

299

694

1010

316

1580

948

ОАО «Колос»

147

568

842

1557

715

3575

2145

ООО «Развитие»

153

559

842

1554

712

3560

2136

ЗАО им Калинина

35

371

819

1225

406

2030

1218

СПК «Ленинец»

523

1046

739

2307

1569

7845

4707

ЗАО «Красный пограничник»

240

582

780

1602

822

4110

2466

АПК «Активист»

93

757

676

1526

850

4250

2550

ПСПК «Рассвет»

275

482

808

1565

757

3785

2771

ООО «Агропартнер»

-

95

970

1065

95

475

285

СПК «Савинский»

39

297

509

845

336

1680

1208

СПК «Богдановка»

24

572

855

1451

596

2980

1788

СПК «Призыв»

462

350

325

1137

812

4060

2436

ОПХ Тутаевское»

48

151

326

525

199

995

597

ЗАО «Заря»

-

 

 

 

 

 

 

ИТОГО по району

2109

6491

9554

18154

9552

42990

25794

 

 

 

Приложение 4 к Программе

 

 

Мероприятия по увеличению площадей, засеваемых элитными семенами

 

#G0Наименование хозяйства

Площадь посева зерновых

га

Площадь под элитными семенами, га

Потребность в семенах, тн

Сумма субсидий,

Тыс. руб.

( 30 % от стоимости)

ООО «Свобода»

500

75

18,8

56,4

СПК «Приволжье»

300

46

11,5

34,5

ОАО «Колос»

1800

270

67,5

20,3

ООО «Развитие»

 

 

 

 

ЗАО им Калинина

210

32

8,0

24,0

СПК «Ленинец»

 

 

 

 

ЗАО «Красный пограничник»

165

25

6,3

18,9

АПК «Активист»

250

37

9,3

27,9

ПСПК «Рассвет»

 

 

 

 

ООО «Агропартнер»

600

92

23,0

69,0

СПК «Савинский»

300

46

11,5

34,5

СПК «Богдановка»

460

69

17,5

52,5

СПК «Призыв»

200

30

7,5

22,5

ОПХ Тутаевское»

 

 

 

 

ЗАО «Заря»

110

17

4,3

12,9

ИТОГО по району

4895

682

185,2

658,6

 

 

Приложение 5 к Программе

 

Мероприятия по сохранению и  повышению плодородия почв в 2008-2012 годах

 

#G0

Наименование мероприятий

ед. измер.

Всего

В том числе по годам

 

 

 

 

2008г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1

Известкование кислых почв

га

210

-

     30

60

60

60

2

Вывозка и внесение органических удобрений

тыс. тонн

300

40

50

60

70

80

3

Посев сидерадьных культур

га

650

50

100

100

200

200

4

Запахивание соломы

га

950

-

50

100

300

500

5

Внесение минеральных удобрений в действующем веществе

тонн

700

50

150

150

150

200

6

Протравливание семян

тонн

2150

100

250

600

600

600

7

Химическая прополка сельскохозяйственных растений

га

8600

600

1000

2000

2500

2500

 

Приложение 6 к Программе

Мероприятия по кормопроизводству

 

#G0Показатели

2005г

2006 г

2007 г

Прогноз

 

 

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1.Посевные площади прогрессивных культур, га

Рапс

-

-

-

 

 

200

200

200

 

Козлятник восточный

14

17

12

60

60

60

60

60

 

Подсев многолетних бобовых трав

1331

1559

876

1500

3560

3560

3560

3560

 

2. Заготовка кормов по прогрессивным технологиям ,  тонн

Зерносенаж

2250

4105

5011

6000

6000

6000

6000

6000

Сенаж в упаковке

1500

132

-

2000

2000

2000

2000

2000

 Плющеное консервированное зерно

-

-

-

-

600

600

600

600

 

Приложение 7  к Программе

Мероприятия по производству рапса

 

#G0п/п

Показатели

Единицы измерения

Прогноз

 

 

 

 

2010 г

2011 г

2012 г

1

Посевные площади, включая на зеленый корм, всего

Га

200

250

350

2

В том числе на семена

Га

10

10

15

3

 Урожайность семян с 1 га

ц

8,0

10,2

12,0

4

Валовый сбор семян рапса

Тонн

80

100

180

5

Внесение минеральных удобрений 9 в действующем веществе)

Тонн

7,0

8,0

12,2

6

 Потребность в протравителях

Кг

6,0

7,5

13,5

7

 Потребность в инсектицидах

Кг

15,0

18,7

26,2

8

Потребность в гербицидах

л

120

150

210

9

Потребность в семенах

Тонн

20

20

27

Общая потребность в финансовых средствах

 

10

Всего

Тыс. руб

469,6

537,3

741,4

 

Приложение 8 к Программе

 

Мероприятия по приобретению сельскохозяйственной техники (млн. руб)

 

#G0Показатели

Всего

В том числе по годам

 

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

Сумма приобретения сельскохозяйственной техники

157,7

30

30

30

30

37,7

В т.ч. по областному лизингу

75

15

15

15

15

15

 

 

 

Приложение  9 к Программе

 

Мероприятия по подсеву многолетних трав

#G0Наименование хозяйств

Укосная площадь многолетних трав,

 га

площадь посева мног. Трав (15-30%)

Потребность в семенах клевера.

Тн

Необходимо закупить

тн

Сумма субсидий

тыс. руб

( 30% от стоимости)

ООО «Свобода»

1196

180

2,2

2,2

39,6

СПК «Приволжье»

495

260

3,1

3,1

55,8

ОАО «Колос»

1943

250

3,1

3,1

55,8

ООО «Развитие»

700

200

2,4

2,4

43,2

ЗАО им Калинина

735

250

3,1

2,1

37,8

СПК «Ленинец»

975

200

2,4

2,4

43,2

ЗАО «Красный пограничник»

1240

180

2,2

1,2

21,6

АПК «Активист»

1032

250

3,1

 

 

ПСПК «Рассвет»

1260

190

2,2

2,2

39,6

ООО «Агропартнер»

1763

390

4,7

4,7

84,6

СПК «Савинский»

1009

200

2,4

2,4

43,2

СПК «Богдановка»

1688

460

5,5

2,6

46,8

СПК «Призыв»

1088

200

2,4

 

 

ОПХ « Тутаевское»

999

200

2,4

2,4

43,2

ЗАО «Заря»

441

150

1,8

 

 

ИТОГО по району

15654

3560

43,0

30,8

554,4

 

 

Примечание:

 

 

Приложение 10  к Программе

Мероприятия по посеву рапса, козлятника

 

#G0Наименование хозяйств

Площадь посева рапса

Площадь посева козлятника

ООО «Свобода»

 

10

СПК «Приволжье»

 

10

ОАО «Колос»

50

10

ООО «Агропартнер»

50

10

СПК «Савинский»

50

10

СПК «Богдановка»

50

10

Итого

200

60

 

 

 

 

 

 

Приложение 11  к Программе

 

Мероприятия по направлению «Социальное развитие села», тыс. руб.

 

#G0

Направления господдержки

Всего

в том числе

п/п

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Приобретение и строительства жилья  для граждан, проживающих в сельской местности

-     федеральный бюджет

-     областной бюджет

-     местный бюджет

 

 

19795,0

8490,0

8490,0

2815,0

 

 

2334,0

1000,0

1000,0

334,0

 

 

3665,0

1570,0

1570,0

525,0

 

 

4013,0

1720,0

1720,0

573,0

 

 

4420,0

1900,0

1900,0

620,0

 

 

5363,0

2300,0

2300,0

763,0

2.

Приобретение и строительства жилья  для молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности

-     федеральный бюджет

-     областной бюджет

     -    местный бюджет

 

 

21705,0

9310,0

9310,0

3085,0

 

 

2566,0

1100,0

1100,0

366,0

 

 

4035,0

1730,0

1730,0

575,0

 

 

4387,0

1880,0

1880,0

627,0

 

 

4880,0

2100,0

2100,0

680,0

 

 

5837,0

2500,0

2500,0

837,0

 

 

Всего

-     федеральный бюджет

-     областной бюджет

     -    местный бюджет

41500,0

17800,0

17800,0

5900,0

4900,0

2100,0

2100,0

700,0

7700,0

3300,0

3300,0

1100,0

8400,0

3600,0

3600,0

1200,0

9300,0

4000,0

4000,0

1300,0

11200,0

4800,0

4800,0

1600,0

 

 

 

 

Приложение 12  к Программе

 

Мероприятия по направлению «Кадровое обеспечение АПК», тыс. руб.

 

#G0

Направления господдержки

Всего

в том числе

п/п

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Субсидии на закрепление молодых специалистов (льготная доплата к их заработной плате в течении первого года работы)

-     областной бюджет (подъемные)

-     местный бюджет

 

 

 

 

2750,0

317,5

 

 

 

 

450,0

33,5

 

 

 

 

500,0

45,5

 

 

 

 

550,0

64,5

 

 

 

 

600,0

77,0

 

 

 

 

650,0

97,0

2.

Частичная компенсация затрат по целевой контрактной подготовке специалистов АПК в ВУЗ (30%)

-     областной бюджет

     -    местный бюджет

 

 

 

562,0

291,0

 

 

 

87,5

49,0

 

 

 

100,0

56,0

 

 

 

112,5

59,0

 

 

 

125,0

62,0

 

 

 

137,0

65,0

 

Всего

-     областной бюджет

     -    местный бюджет

 

3312,0

608,5

 

537,5

82,5

 

600,0

101,5

 

662,5

123,5

 

725,0

139,0

 

787,0

162,0

 

 

 

                                                                                                                              Приложение 13 к Программе

 

Потребность в финансовых средствах и источники финансирования Программы, млн. рублей

#G0Источники финансирования

Всего

в том числе

 

 

 

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

По всем мероприятиям Программы, всего

535,0

69,2

99,5

113,1

119,8

133,4

в том числе за счёт:

 

 

 

 

 

 

- собственных средств

150,7

19,7

30,0

31,6

34,4

35,0

- привлеченные средства

204,5

26,6

35,0

43,4

44,8

54,7

- областного бюджета

149,8

19,9

29,5

31,1

33,6

35,7

- местного бюджета

30,0

3,0

5,0

7,0

7,0

8,0

 

 

Приложение 14 к Программе

 

Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы

 

#G0

п/п

Целевые индикаторы

Единицы

измерения

2008 г

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов - всего

 

 

кв

 

 

250

 

 

310

 

 

350

 

 

390

 

 

420

 

в том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе

 

 

кв

 

 

130

 

 

160

 

 

180

 

 

200

 

 

220

2.

Строительство распределительных газовых сетей

км

-

-

5,0

7,0

8,0

3.

Внесение минеральных удобрений в действующем веществе

тыс. тонн

 

50

 

150

 

150

 

150

 

200

5.

Известкование и фосфоритование почв

тыс. га

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

8.

Обновление техники: тракторов

%

3,6

4,5

5,0

5,0

5,0

 

зерноуборочных комбайнов

%

1,6

1,7

2,0

2,0

2,0

 

                                 кормоуборочных комбайнов

%

20

20

25

25

25

9.

Производство молока

тыс. тонн

12,9

14,5

18,3

20,2

20,6

10.

Производство мяса в живом весе, всего

тыс. тонн

1,6

1,6

1,7

1,8

2,0

11.

Производство яиц

млн. шт.

180,0

180,0

200,0

200,0

200,0

12.

Удельный вес племенных коров в структуре стада

%

14,0

12,0

16,0

20,0

25,0

13.

Удельный вес племенных романовских овец в  структуре стада

 

%

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

 

100,0

17.

Удельный вес застрахованных посевных площадей сельскохозяйственных культур в общей посевной площади

 

 

%

 

 

10

 

 

10

 

 

15

 

 

20

 

 

20

1

2

3

4

5

6

7

8

18.

Рост производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в хозяйствах всех категорий 

 

 

%

 

 

101,7

 

 

108,4

 

 

120,3

 

 

110,0

 

 

104,3

19.

Сохранение числа рабочих мест

количество

11

12

14

16

17

20.

Рост производительности труда к предыдущему году в хозяйствах всех категорий

 

%

 

108,8

 

120,9

 

109,6

 

110,3

 

105,4

21.

Удельный вес убыточных предприятий в общем количестве предприятий

 

%

 

54

 

52

 

50

 

48

 

45

22.

Рентабельность производства сельскохозяйствен-ной продукции в с.х.предприятиях

 

%

 

3,1

 

2,6

 

3,0

 

3,5

 

4,0

 

 

Мероприятия по приобретению сельскохозяйственной техники (млн. руб.)

Показатели

Всего

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

Сумма приобретения сельскохозяйственной техники

157,7

30

30

30

30

37,7

В том числе:

 

 

 

 

 

 

- по областному бюджету

47,3

9,4

9,4

9,4

9,4

9,7

- по местному бюджету

30,0

3

5

7

7

8

 

 

Потребность финансовых средств местного бюджета (тыс. руб.)

Показатели

Всего

В том числе по годам

2008

2009

2010

2011

2012

Покупка семян многолетних трав

2457,6

240

554,4

554,4

554,4

554,4

Реконструкция сушильно-сортировального х-ва

2500,0

500

500

500

500

500

Покупка энергосберегающей сельскохозяйственной техники

16 393,9

1 077,5

2 334,1

4 202,1

4 065,6

4 723,6

Покупка семени быков

2 140,0

400

400

420

460

460

Строительство жилья на селе

5 900,0

700

1 100

1 200

1 300

1 300

Кадровое обеспечение

608,5

82,5

101,5

123,5

139,0

162,0

 

30 000,0

3 000,0

5 000,0

7 000,0

7 000,0

8 000,0