ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Администрации Тутаевского
муниципального района Ярославской области
г.Тутаев
15.02.2011 № 36
Об утверждении муниципальной программы
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами
на территории Тутаевского муниципального
района» на 2011-2014 годы
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской
области от 4.10.2010 № 738-п «Об утверждении областной целевой программы
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на
2011-2014 годы»
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную
программу «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Тутаевского
муниципального района» на 2011-2014 годы.
2. Департаменту финансов Администрации
Тутаевского муниципального района, Департаменту агропромышленного комплекса,
охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского
муниципального района, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Администрации Тутаевского муниципального района при формировании бюджета района
на 2011, 2012, 2013, 2014 годы предусматривать выделение средств на
финансирование мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением постановления
возложить на директора Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района Тихуна
С.Н.
4.
Опубликовать настоящее постановление в газете «Берега».
5.
Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Временно исполняющий полномочия
Главы Тутаевского муниципального района
И.Б.НАЗАРОВ
Приложение 1
к постановлению Администрации ТМР
от
15.02.2011 № 36
Муниципальная программа
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на
территории
Тутаевского муниципального района» на 2011
- 2014 годы
Паспорт Программы
Наименование
Программы |
Муниципальная программа
«Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Тутаевского
муниципального района» (далее -
Программа) |
Заказчик
Программы |
Администрация
Тутаевского муниципального района |
Основание
разработки Программы |
Постановление
Правительства Ярославской области от 4.10.2010 № 738-п «Об
утверждении областной целевой программы «Обращение с твёрдыми бытовыми
отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы» |
Куратор
Программы |
Директор
Департамента ЖКХ и строительства Администрации Тутаевского муниципального
района Тихун С.Н. |
Ответственный
исполнитель Программы |
Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района |
Исполнители
Программы |
Департамент агропромышленного комплекса, охраны
окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского
муниципального района; органы местного
самоуправления муниципальных образований, входящих в состав района (по
согласованию); предприятия и
организации района |
Основной
разработчик Программы |
Департамент агропромышленного
комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации
Тутаевского муниципального района |
Цель и задачи
Программы |
Целью Программы
является создание системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами (далее -
ТБО) на территории Тутаевского муниципального района, позволяющей снизить
антропогенную нагрузку на окружающую среду. Задачи
Программы: -
совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере обращения
с ТБО, включая разработку механизма долгосрочного регулирования тарифов на
утилизацию ТБО; - разработка Генеральной
схемы санитарной очистки Тутаевского муниципального района; - привлечение
инвестиций в сферу обращения с ТБО; - модернизация
инфраструктуры обращения с ТБО с внедрением новых технологий переработки и
утилизации; - создание
условий для повышения экологической культуры и степени вовлёченности
населения в вопросы безопасного обращения с ТБО |
Важнейшие
показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы |
- количество
ТБО, подвергшихся глубокой переработке и утилизации, в общем объёме ТБО; - количество
вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ТБО, в общем объёме ТБО; - охват
сельских населённых пунктов системой обращения с ТБО |
Сроки (этапы)
реализации Программы |
2011 - 2014
годы |
Объёмы и
источники финансирования Программы |
14,150 млн.
рублей - всего, в том числе: в 2011 году – 1,000
млн. рублей; в 2012 году – 1,710
млн. рублей; в 2013 году – 9,715
млн. рублей; в 2014 году – 1,720
млн. рублей, из них:
средства областного бюджета – 12,735 млн. рублей, в том числе: в 2011 году – 0,900
млн. рублей; в 2012 году – 1,545
млн. рублей; в 2013 году – 8,745
млн. рублей; в 2014 году – 1,545
млн. рублей; средства местного
бюджета - 1,415 млн. рублей, в том числе: в 2011 году –0,100
млн. рублей; в 2012 году –
0,165 млн. рублей; в 2013 году – 0,970
млн. рублей; в 2014 году – 0,180
млн. рублей; |
Ожидаемые
конечные результаты реализации Программы |
- снижение
количества ТБО, направляемых на захоронение, на 8-10 тысяч тонн к 2014 году; - обеспечение
доступности услуг в сфере обращения с ТБО для населения района; - проведение
модернизации инфраструктуры в сфере обращения с ТБО с внедрением современных
технологий переработки и утилизации; - повышение
экологической культуры и степени вовлечённости населения в сферу безопасного
обращения с ТБО |
Ответственные
лица для контактов |
Кислицын Игорь
Иванович – заместитель директора Департамента агропромышленного комплекса,
охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского
муниципального района, тел. 2-14-42; Шушкевич
Анатолий Степанович – главный специалист охраны окружающей среды и
природопользования Департамента агропромышленного комплекса, охраны
окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского
муниципального района, тел. 2-07-08 |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность (млн. рублей) |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Финансовые
ресурсы |
|
14,150 |
1,000 |
1,710 |
9,715 |
1,720 |
- областной
бюджет |
млн. руб. |
12,735 |
0,900 |
1,545 |
8,745 |
1,545 |
- местный бюджет
|
млн. руб. |
1,415 |
0,100 |
0,165 |
0,970 |
0,180 |
I. Содержание проблемы
Одной из основных проблем Тутаевского
муниципального района является усиливающееся по мере социально-экономического
развития района негативное воздействие отходов производства и потребления на
состояние окружающей природной среды и как следствие этого – на здоровье
человека.
Результатом такого воздействия является
загрязнение и деградация природных экосистем, снижение биологического разнообразия,
истощение природных ресурсов, ухудшение состояния здоровья населения, снижение
инвестиционной привлекательности и потенциала развития Тутаевского
муниципального района в целом.
Общее количество образующихся на
территории Тутаевского муниципального района отходов составляет около 170 тыс. тонн, из них 30 процентов (в основном
отходы производства) обезвреживаются и используются, а основная масса - 70
процентов, представленная ТБО, размещается на полигоне, городской свалке и на
несанкционированных свалках на территории поселений района.
Источниками образования ТБО являются
организации и предприятия, население и объекты инфраструктуры. На долю
населения приходится максимальное количество образующихся ТБО - около 100 тысяч
тонн.
Динамика образования ТБО свидетельствует
об их постоянном росте: в 2008 году на полигоны поступило 110 тысяч тонн ТБО, в 2009 году - 120
тысяч тонн, в 2010 году поступит более 130
тыс. тонн. При этом не менее 50 процентов ТБО составляют отходы, которые могут
быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.
Морфологический состав ТБО следующий (в
процентах по весу): пищевые отходы - 30; бумага, картон - 25; дерево - 5;
металл цветной - 2; металл чёрный - 5; текстиль - 5; кость - 1; стекло - 5;
резина - 4; пластмасса - 6; строительные отходы - 7; прочие - 5.
В настоящее время в Тутаевском
муниципальном районе системой сбора и вывоза ТБО охвачено около 90 процентов
городского населения и до 50 процентов сельского населения. Число населённых
пунктов, где организован вывоз ТБО, составляет не более 12 процентов. Вне
системы сбора ТБО осталось большое количество малочисленных, а также удалённых
населённых пунктов района, что провоцирует появление несанкционированных свалок.
В Тутаевском
муниципальном районе основным способом утилизации ТБО и приравненных к ним
отходов производства и потребления является захоронение. На территории района
действует один лицензированный объект размещения ТБО, что не позволяет наладить
должный учёт и контроль за всеми ТБО. Полигон эксплуатируется с нарушениями
требований законодательства и технологии захоронения отходов, что приводит к
загрязнению окружающей среды.
В результате несовершенной схемы сбора и
транспортировки ТБО значительная их часть несанкционированно размещается в
окружающей среде, что приводит к нанесению существенного экологического ущерба,
ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации. В 2008 году органами местного
самоуправления муниципальных образований, входящих в состав района, было
ликвидировано 25 несанкционированных
мест размещения ТБО, общим объёмом
В Тутаевском муниципальном районе
инфраструктура вторичной переработки отходов не развита, ТБО напрямую
направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.
Результаты проведенной в 2009 - 2010 годах
оценки состояния системы обращения с ТБО показали неэффективность решения
проблемы ТБО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия
вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.
К основным проблемам в сфере обращения с
ТБО в Тутаевском муниципальном районе относятся следующие:
- недостаточная нормативная правовая и
методическая база обращения с ТБО, в том числе отсутствие механизма
долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;
- ограниченность ресурсов;
- недостаточный охват населения,
проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору,
вывозу и захоронению ТБО;
- отсутствие раздельного сбора ТБО и
недостаточное развитие их сортировки;
- низкая степень вовлечения ТБО в
материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТБО;
- низкая привлекательность сферы обращения
с ТБО для предпринимательства;
- низкое качество работы объектов по
захоронению ТБО и несоблюдение санитарных и экологических норм при их
эксплуатации, несоответствие технологии сбора, вывоза и захоронения ТБО
современным требованиям;
- отсутствие Генеральной схемы очистки Тутаевского
муниципального района;
- недостаточное внимание органов местного
самоуправления поселений района к решению вопросов организации сбора и вывоза
ТБО;
- низкая экологическая культура населения
и слабая информированность населения по вопросам безопасного обращения с ТБО.
Важнейшим направлением решения проблем,
связанных с обращением ТБО, является привлечение инвестиций не только в
традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБО, но и в
строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов с целью
вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство
путём развития системы переработки ТБО.
Реализация Программы будет основываться на
следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения,
максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных
инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в
процесс цивилизованного обращения с ТБО.
Мероприятия Программы направлены на
решение целей по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий
жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального
использования природных ресурсов.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание системы
обращения с ТБО на территории Тутаевского муниципального района, позволяющей
снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду.
Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой и
методической базы в сфере обращения с ТБО, включая разработку механизма
долгосрочного регулирования тарифов на утилизацию ТБО;
- разработка Генеральной схемы санитарной
очистки Тутаевского муниципального района;
- строительство промышленных производств
по переработке ТБО;
- привлечение инвестиций в сферу обращения
с ТБО;
- модернизация инфраструктуры обращения с
ТБО с внедрением раздельного сбора и сортировки ТБО;
- создание условий для повышения
экологической культуры и степени вовлечённости населения в вопросы безопасного
обращения с ТБО.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в течение 2011 -
2014 годов.
Прогнозируемые целевые показатели
реализации Программы приведены в приложении 1 к Программе.
IV. Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
Социально-экономические результаты
реализации мероприятий Программы:
- снижение количества ТБО, направляемых на
захоронение, на 8-10 тысяч тонн к 2014 году;
- обеспечение доступности услуг в сфере
обращения с ТБО для населения района;
- создание предпосылок для развития современного и высокотехнологичного мусороперерабатывающего
комплекса;
- проведение модернизации инфраструктуры в
сфере обращения с ТБО с внедрением современных технологий переработки и
утилизации;
- повышение экологической культуры и
степени вовлечённости населения в сферу безопасного обращения с ТБО.
Оценка выполнения Программы будет
производиться путём сравнения фактически достигнутых целевых показателей с
плановыми целевыми показателями хода реализации Программы.
V. Механизм реализации Программы
Программа будет реализовываться через
систему мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач
и достижение запланированных показателей.
Департамент агропромышленного комплекса, охраны
окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального
района:
- организует реализацию мероприятий,
связанных с совершенствованием нормативной правовой и методической базы в сфере
обращения с ТБО, с повышением экологической культуры и степени вовлечённости
населения в вопросы безопасного обращения с ТБО;
- участвует в реализации мероприятий,
связанных с привлечением инвестиций в сферу обращения с ТБО.
Департамент жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района:
- организует реализацию мероприятий,
связанных с модернизацией инфраструктуры обращения с ТБО;
- реализует мероприятия, связанные с разработкой
Генеральной схемы санитарной очистки Тутаевского муниципального района;
- организует строительство объектов
размещения ТБО на территории Тутаевского муниципального района.
Органы местного самоуправления Тутаевского
муниципального района реализуют мероприятия, связанные с модернизацией
инфраструктуры обращения с ТБО, повышением экологической культуры и степени
вовлечённости населения в вопросы безопасного обращения с ТБО.
Реализацию Программы предполагается
осуществлять на территории всех муниципальных образований района на объектах
муниципальной собственности.
За счёт субсидий областного бюджета при обязательном
софинансировании из бюджета района и бюджетов поселений планируется выполнение
следующих видов работ:
- модернизация инфраструктуры обращения с
ТБО (строительство контейнерных площадок, обустройство полигонов ТБО весовым
пунктом контроля, закупка контейнеров, спецтранспорта и спецоборудования для
сортировки ТБО);
- разработка Генеральной схемы санитарной очистки Тутаевского
муниципального района;
-
строительство объектов
размещения ТБО.
Мероприятия Программы, финансируемые за счёт
средств бюджета, реализуются путём размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд».
Поддержку за счёт средств бюджета района в
рамках Программы предусматривается осуществлять в течение 2011-2014 годов на
основании решения Муниципального Совета Тутаевского муниципального района о
бюджете на очередной финансовый год. В пределах этих лимитов ответственный
исполнитель и исполнители Программы осуществляют финансирование мероприятий
Программы в соответствии с действующим законодательством.
Ответственный исполнитель Программы:
- участвует в организации финансирования
мероприятий Программы, по которым наделён полномочиями главного распорядителя
бюджетных средств;
- разрабатывает предложения по внесению
изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения
исполнителей, объёмов и источников финансирования Программы;
- осуществляют подготовку соглашений с
органами местного самоуправления поселений на софинансирование мероприятий
Программы;
- обобщает и анализирует ход реализации
мероприятий Программы, использования бюджетных средств на основе отчетов
исполнителей и участников Программы в целом по району.
Исполнители Программы:
- представляют предложения по внесению
изменений в Программу;
- осуществляют координацию деятельности
участников Программы по контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной
и разъяснительной работы, направленной на освещение цели и задач реализуемых
мероприятий.
Участники Программы несут ответственность
за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий Программы.
Контроль за целевым использованием средств
бюджета, направленных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
Контроль за реализацией Программы
осуществляет куратор Программы – директор Департамента ЖКХ и строительства Администрации
Тутаевского муниципального района Тихун С.Н.
VI.
Перечень мероприятий Программы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выпол-нения (годы) |
Исполни-тели |
Всего по Програм-ме, тыс. рублей |
В том числе по годам, тыс. рублей |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Задача 1.
Совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере обращения
с ТБО |
|||||||||
1.1. |
Разработка
проекта Решения Муниципального Совета ТМР «Об обращении с твёрдыми бытовыми
отходами» |
2011 |
ДАПК, ООСиП |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.2. |
Разработка
постановлений Администрации района в сфере обращения с ТБО, направленных на
реализацию Решения Муниципального Совета ТМР «Об обращении с твёрдыми
бытовыми отходами» |
2011-2014 |
ДАПК, ООСиП |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.3. |
Разработка
методических рекомендаций: - по
установлению норм накопления ТБО; - по внедрению
раздельного сбора и сортировки ТБО в муниципальных образованиях района; - по порядку
обращения с отходами строительства и сноса; - по порядку
организации раздельного сбора ТБО на территории муниципальных образований района
|
2011-2014 |
ДАПК, ООСиП; ДЖКХиС |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Задача 2.
Разработка Генеральной схемы санитарной очистки Тутаевского муниципального
района |
||||||||
2.1. |
Разработка
Генеральной схемы санитарной очистки Тутаевского муниципального района –
всего, в том числе за
счёт средств: |
2011 |
ДЖКХиС |
1000 |
1000 |
- |
- |
- |
|
- областного
бюджета |
|
|
900 |
900 |
- |
- |
- |
|
- бюджета
района |
|
|
100 |
100 |
- |
- |
- |
Задача 3.
Модернизация инфраструктуры обращения с ТБО с внедрением раздельного сбора и
сортировки ТБО |
||||||||
3.1. |
Строительство
контейнерных площадок - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС, ОМСП |
750 |
- |
250 |
250 |
250 |
|
- областного
бюджета |
|
|
675 |
- |
225 |
225 |
225 |
|
- бюджетов поселений (по согласованию) |
|
|
75 |
- |
25 |
25 |
25 |
3.2. |
Закупка
контейнеров - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС, ОМСП |
300 |
- |
100 |
100 |
100 |
|
- областного
бюджета |
|
|
270 |
- |
90 |
90 |
90 |
|
- бюджетов поселений (по согласованию) |
|
|
30 |
- |
10 |
10 |
10 |
3.3. |
Закупка
спецтранспорта (мусоровозов, тракторов) для обеспечения вывоза ТБО с
территории муниципальных образований - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС, ОМСП |
1500 |
- |
500 |
500 |
500 |
|
- областного
бюджета |
|
|
1350 |
- |
450 |
450 |
450 |
|
- бюджетов поселений (по согласованию) |
|
|
150 |
- |
50 |
50 |
50 |
3.4. |
Обустройство
полигонов ТБО весовыми пунктами контроля - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС |
1200 |
- |
400 |
400 |
400 |
|
- областного
бюджета |
|
|
1080 |
- |
360 |
360 |
360 |
|
- бюджета района |
|
|
120 |
- |
40 |
40 |
40 |
3.5. |
Проектирование
и строительство полигона ТБО на левом берегу Тутаевского муниципального
района - всего в том числе за
счёт средств: |
2013 |
ДЖКХиС |
8000 |
- |
- |
8000 |
- |
|
- областного
бюджета |
|
|
7200 |
- |
- |
7200 |
- |
|
- бюджета района |
|
|
800 |
- |
- |
800 |
- |
3.6 |
Закупка прессов
для вторичных материальных ресурсов - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС |
1000 |
- |
330 |
330 |
340 |
|
- областного
бюджета |
|
|
900 |
- |
300 |
300 |
300 |
|
- бюджета
района |
|
|
100 |
- |
30 |
30 |
40 |
3.7 |
Закупка измельчителей
древесных отходов - всего в том числе за
счёт средств: |
2012-2014 |
ДЖКХиС |
400 |
- |
130 |
135 |
135 |
|
- областного
бюджета |
|
|
360 |
- |
120 |
120 |
120 |
|
- бюджета
района |
|
|
40 |
- |
10 |
15 |
15 |
|
Всего по
Программе в том числе
средства: |
|
|
14150 |
1000 |
1710 |
9715 |
1720 |
|
- областного
бюджета |
|
|
12735 |
900 |
1545 |
8745 |
1545 |
|
- бюджета района |
|
|
1160 |
100 |
80 |
885 |
95 |
|
- бюджетов поселений (по согласованию) |
|
|
255 |
- |
85 |
85 |
85 |
Список используемых сокращений:
ДАПК,ООСиП – департамент агропромышленного
комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации
Тутаевского муниципального района
ДЖКХиС – департамент жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Администрации Тутаевского муниципального района
ОМСП – органы местного самоуправления
поселений
Руководитель аппарата Администрации ТМР
С.А.СТЕПАНОВ
Приложение 1
к Программе
Прогнозируемые целевые показатели муниципальной
программы «Обращение с твёрдыми бытовыми отходами на территории Тутаевского
муниципального района» на 2011-2014 годы
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя за 2010 год |
Всего на конец реализа-ции Програм-мы |
В том числе по годам |
|||
|
|
|
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цель Программы - создание системы обращения с твёрдыми бытовыми
отходами на территории Тутаевского муниципального района, позволяющей снизить
антропогенную нагрузку на окружающую среду |
||||||||
1. |
Количество
твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО), подвергшихся глубокой переработке и
утилизации в общем объёме ТБО |
процентов |
- |
30 |
- |
10 |
20 |
30 |
2. |
Количество
вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ТБО, в общем объёме ТБО |
процентов |
2 |
20 |
- |
12 |
16 |
20 |
3. |
Охват сельских
населённых пунктов системой обращения с ТБО |
процентов |
12 |
60 |
20 |
30 |
40 |
60 |