Ярославская транспортная прокуратура разъясняет

Ярославская транспортная прокуратура разъясняет

logo

С 1 июля 2017 года усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных

Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушения законодательства о персональных данных граждан.

Так, в частности, статьей 13.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за:
обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);
обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;
невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).
В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

Закон вступает в силу с 01.07.2017.

Обязанность организаций по предупреждению коррупции

Основным принципом противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению не только государством и создаваемыми им структурами, но и иными институтами гражданского общества.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» юридические лица также несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений в их интересах. При этом привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Частью 1 статьи 13.3 вышеназванного закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
Данное требование распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

В число мер, рекомендуемых законом к применению в организациях, входят:
• определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
• сотрудничество организации с правоохранительными органами;
• разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
• принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
• предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
• недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по реализации данных мер, размещенные на официальном сайте www.rosmintrud.ru.

Утвержден порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов услуг в аэропортах и на воздушных судах

Приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24 установлен Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, который применяется при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок регулярными и чартерными рейсами.
Определено, что пассажиры из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности для бронирования и заключения договора воздушной перевозки могут обратиться к перевозчику или агенту перевозчика непосредственно в пункты продажи воздушных перевозок, по телефону или электронной почте, а также забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

При этом, пассажиры-инвалиды обязаны сообщить перевозчику, его агенту, туроператору, турагенту об имеющихся ограничениях жизнедеятельности, а также о габаритных, весовых и иных характеристиках индивидуальных средств передвижения, перевозимых на борту воздушного судна. Перевозчик или агент перевозчика, туроператор, турагент при бронировании и заключении договора воздушной перевозки должен предоставить пассажирам-инвалидам информацию об услугах, оказываемых перевозчиком на борту воздушного судна и в аэропорту.

Указанным приказом также устанавливаются:
обязанности перевозчика, его агентов, туроператоров и турагентов по предоставлению услуг пассажирам-инвалидам;
требования к оснащению аэровокзальных комплексов, иных мест кнопками вызова (оповещения), иными техническими средствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
требования к информированию инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности;
требования к услугам, предоставляемым указанным лицам без взимания дополнительной платы в аэропорту и на борту воздушного судна;
порядок выдачи и использования кресел-колясок;
требования к размещению багажа пассажиров-инвалидов;
порядок обслуживания пассажиров из числа инвалидов в аэропортах вылета и прилета.

Организация взаимодействия, координация, оперативный контроль процесса обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также обработка запросов о потребности услуг в аэропорту (включая заявки от перевозчиков по данным автоматизированной системы бронирования) осуществляются специализированным подразделением обслуживающей организации.

Данный приказ вступает в действие с 1 июля 2016 года.

Об ответственности за безбилетный проезд железнодорожным транспортом

Права и ответственность пассажира на железнодорожном транспорте установлены Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473.

В 2015 году в части ответственности пассажира за безбилетный проезд в эти Правила внесены изменения приказом Минтранса России от 27.08.2015 № 267.

В частности, уточнено, что безбилетным является физическое лицо, не предъявившее уполномоченному перевозчиком лицу при проверке наличия и действительности проездных документов (билетов) в поезде или при выходе через пункт контроля действительного проездного документа (билета) либо документов, подтверждающих право на бесплатный или льготный проезд (п. 56 Правил).

Безбилетное физическое лицо, обнаруженное в поезде дальнего следования или пригородного сообщения, обязано приобрести проездной документ (билет) с внесением платы за проезд исходя из действующих тарифов в соответствии с категорией поезда, типом и классом вагона, местом в вагоне и маршрутом следования, указанным безбилетным физическим лицом, но не менее чем за расстояние от последнего пункта отправления, в том числе последней железнодорожной станции отправления, где совершал остановку этот поезд, до указанного безбилетным физическим лицом пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде с оформлением соответствующего документа.

В случае обнаружения безбилетного физического лица при выходе через пункт контроля плата за проезд взимается за расстояние от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения, где расположен пункт контроля, а также сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета).

В случае отсутствия возможности оформить проезд на свободное место в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием места, безбилетное физическое лицо обязано оплатить стоимость проезда от указанного им пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до ближайшей железнодорожной станции, на которой безбилетное физическое лицо удаляется из поезда, и сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) в поезде. При этом безбилетному физическому лицу уполномоченным перевозчиком лицом оформляется проездной документ (билет) без предоставления места (пункт 57 Правил).
При отказе безбилетного физического лица от приобретения проездного документа (билета), а также сбора за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета), уполномоченным перевозчиком лицом на основании предоставленного безбилетным физическим лицом документа, удостоверяющего его личность, составляется акт.

После составления акта с безбилетного физического лица взыскивается штраф в размере, установленном Уставом железнодорожного транспорта РФ (в редакции Федерального закона от 06.04.2015 N 81-ФЗ), и безбилетное физическое лицо удаляется из поезда работником перевозчика, на которого в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), на ближайшей железнодорожной станции или остановочном пункте (пункт 58 Правил).

Безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, в том числе на железнодорожной станции отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные билетные кассы и (или) платежные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда от пункта отправления, в том числе железнодорожной станции отправления, до пункта назначения, в том числе до железнодорожной станции назначения, в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения, в том числе железнодорожной станции назначения. При этом сбор за оказание услуги по оформлению проездного документа (билета) не взимается (пункт 59 Правил).
Изменения вступили в силу с 13.11.2015.

Ярославская транспортная прокуратура