Новости общественной палаты

Новости Общественной палаты Тутаевского муниципального района

21.05.2013

В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной прошло очередное заседание «Меркурий-клуба» по теме: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами».

Открыл мероприятие и приветствовал участников заседания - представителей министерств и ведомств, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ученых, бизнесменов и политиков - директор клуба Валерий Кузнецов.

Вел заседание и выступил перед участниками мероприятия президент Клуба, академик РАН Евгений Примаков.фото

Сегодня проблема перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами имеет ряд аспектов, сказал Евгений Примаков. От оптимизации отношений между центром и субъектами зависит территориальная целостность государства.

Сегодня остро стоит вопрос реиндустриализации, развития аграрно-промышленного комплекса, изменения структуры нашей экономики, поэтому необходимо переносить центр тяжести экономической политики в регионы, которые благодаря децентрализации серьезно увеличат свою роль в экономическом плане. Одновременно при этом нужно не растерять политические, экономические, административные функции центра, скрепляющие страну в единое целое.

Передел раздела полномочий между центром и регионами необходим. По свидетельству Министерства финансов РФ (ряд экономистов приводит другие цифры), раздел налоговых доходов между центром и регионами сейчас составляет 52 процента на 48 процентов. Между тем в успешной Германии поступления от налогов в федеральный центр и земли практически равны и стабильны -  в отличие от России, где есть тенденция роста налоговой доли центра.

Правильно выстроенные взаимоотношения между центром и регионами – необходимое условие решения социальных задач. Сегодня 30 процентов расходов консолидированного бюджета идут на социальные нужды. Но не определено соотношение в социальных расходах между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и бюджетами муниципалитетов, а трансферты из федерального бюджета, причем явно недостаточные, не решают общей проблемы. Непонятной выглядит и ситуация, когда Минфин РФ собирается поручить субъектам Федерации нести расходы по увеличению зарплат бюджетников, причем не определив дополнительного финансирования из федерального бюджета. Между тем, с 2008 по 2012 год общий дефицит бюджетов субъектов Федерации вырос почти в три  раза - с 456 миллиардов рублей до 1,2 триллиона. Это тупиковая ситуация. В регионах не остается ресурсов для выполнения ранее уже переданных в их ведение функций - охраны здоровья, борьбы с нищетой, содержания музеев, театров и т.д.

Состояние многих регионов можно охарактеризовать как «предбанкротное». Где выход?

Министр экономического развития Андрей Белоусов предлагает понизить на два процента установленную для Резервного фонда "неприкасаемую сумму" – с 7 процентов от ВВП до 5. Так в экономику можно направить более триллиона рублей за три года. Если так поступить, то с 2015 года накопится сумма, которую можно будет тратить на дороги, энергетическую инфраструктуру, на помощь регионам в ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Экономические перекосы между центром и регионами влияют и на демографию. Российское население все активнее стягивается в крупнейшие агломерации, и, если не принять меры, это процесс будет только ускоряться. Беда в том, что отток населения идет из отстающих экономическом и социальном развитии регионов. Кто их будет поднимать?

Сближению социально-экономического уровня субъектов Российской Федерации мешает отсутствие комплексного подхода. Прежде всего должна появиться заинтересованность региональных властей в увеличении закрепленных за ними налоговых источников и в мерах поддержки, в том числе предоставления привлекательным инвесторам системы льгот и гарантий со стороны федерального центра. Естественно, регионы должны сами бороться за инвесторов, создавать для них привлекательные условия.

Один из возможных путей выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации – это укрупнение регионов. Очень важно при этом не навязывать сверху решений об объединении; решать должны сами люди. Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко говорит, что необходимо перенести на периферию из центра головные офисы крупных компаний, в т.ч. государственных. Безусловно, сопротивление этому было бы колоссальное; но при наличии политической воли и готовности к этому топ-менеджеров проект можно реализовать за три года, полагает глава Совфеда.

На повестке дня также необходимость изменить законодательство о местном самоуправлении, закрепить функции, с одной стороны, за регионами, а с другой - за муниципалитетами, подчеркнул Евгений Примаков.

В развернувшейся дискуссии  выступили, в частности, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, генеральный директор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадий Алексеев, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Владимир Городецкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, и.о. заведующего Центром исследований федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд, президент ТПП Ставропольского края, депутат Госдумы ФС РФ Андрей Мурга, проректор по научной и инновационной деятельности Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Валентей, президент ТПП Самарской области Валерий Фомичев, глава муниципального образования Нерюнгринский улус из Якутии Андрей Фитисов, первый заместитель губернатора Костромской области Иван Корсун и другие.

В рамках темы в ходе дискуссии были затронуты, в частности, следующие вопросы: какие секторы экономики требуют федерального контроля, а какие могут более эффективно функционировать под эгидой региональных и местных органов власти; каким должен быть закон, регламентирующий распределение функций между Федеральным центром и субъектами Федерации; в чем плюсы и минусы политического проекта укрупнения субъектов Федерации; какими властными социально-экономическими полномочиями целесообразно наделить муниципалитеты; как совершенствовать бюджетную и фискальную политику в целях выравнивания социально-экономического положения регионов и т.д.

У регионов огромные долги, говорили выступающие. Дело в том, что обязательств у них все больше, а доходы – меньше. Надо расширять права регионов и муниципалитетов.

Можно, например, закрепить за муниципалитетами процент поступлений по налогу на прибыль, - это вызвало бы большую заинтересованность у местных властей в поддержке бизнеса. Средств не хватает и на развитие. Как тут планировать будущее? Да 131-ФЗ о принципах местного самоуправления в свое время сыграл заметную роль, но он устарел; нужно тщательно проанализировать все его аспекты, что бы создать концепцию государственной политики в этой сфере, на основании которой можно было бы строить выверенную правовую базу.

Объединение регионов – более слабого и более сильного – это логично; однако надо все очень тщательно просчитывать, а то можно получить из двух – один регион, но ослабленный, а то и откровенно слабый. Большую озабоченность вызывает соотношение налоговых поступлений между центром и территориями. Здесь  заметен все усиливающийся перекос в пользу федерального центра. Раньше, в начале нулевых соотношение было 50:50, а сегодня регионам достается 35-37 процентов. Огромная проблема – кадры; государство планирует развитие регионов, промышленных зон, но при этом непонятно, кто все это будет делать. Еще один немаловажный вопрос – помощь тем регионам, которые собираются совершить рывок вперед, собрав все силы, из депрессивного состояния в состояние развивающейся территории. Им нужна помощь; а в ответ они обычно слышат: покажите сначала результаты, а потом мы вам дадим деньги на дальнейшее движение вперед; но что-то показать можно, лишь имея силы, в т.ч. материальные, на рывок; в итоге обычно регионы вынуждены просто тратить  силы на изменения в каком-то небольшом сегменте.

Необходимо также активнее двигаться к расширению базы местных налогов. Да, федеральное законодательство может предоставлять льготы по региональным и местным налогам, что уменьшает поступления в бюджеты «на местах»; в таком случае, если предоставляются центром льготы, надо предусмотреть компенсации территориям.

Итоги обсуждения подвел Евгений Примаков. Все собравшиеся, сказал он, однозначно высказываются за оптимизацию перераспределения экономических функций так, чтобы государство было сильным, а территории развивались, чтобы решались социальные вопросы, население жило в большем достатке; это выгодно всем.

Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» будут обобщены, в сконцентрированном виде изложены в записке и переданы руководству страны.

В заседании принял участие председатель Общественной палаты Тутаевского  района Анатолий Упадышев.

Центр по связям с общественностью и СМИ

20.05.2013

Для создания инновационной экономики нужна государственная стратегия по интеллектуальной собственности.

В Совете Федерации состоялось заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ.  Темой обсуждения стала разработка долгосрочной государственной стратегии в этой сфере.фото

Председатель СФ Валентина Матвиенко напомнила, что вопрос о необходимости разработки Долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности был поднят на первом заседании Совета. Это решение поддержал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, головным исполнителем было определено Министерство образования и науки РФ. Согласно поручению первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова  разработка проекта Стратегии должна быть завершена в первом квартале этого года. Спикер СФ констатировала, что проекта Стратегии до сих пор нет.

Валентина Матвиенко подчеркнула, что стратегия развития системы интеллектуальной собственности в РФ необходима для формирования действенной программы масштабной технологической модернизации и интенсификации инновационной активности на государственном уровне.

По словам спикера СФ, показательным является опыт Республики Татарстан, в которой уже реализуется принятая в конце прошлого года программа развития рынка интеллектуальной собственности на 2013-2020 годы. В настоящее время Ассоциация инновационных регионов России  изучает опыт Татарстана с целью разработки и принятия аналогичных региональных программ.

В то же время, указала Валентина Матвиенко, на федеральном уровне  нет единой целенаправленной политики в этой сфере. Сложилась ситуация, когда более 20 федеральных органов исполнительной власти обладают компетенцией в области интеллектуальной собственности. «Единственно логичным видится решение о концентрации основных функций, инструментов и государственных услуг в едином уполномоченном органе, находящемся в непосредственном подчинении правительства».

«Отсутствие в стране четкой системы управления в сфере интеллектуальной собственности ведет к крайне негативным последствиям, в частности к безответственности, дублированию работы различных органов, отсутствию необходимой координации, появлению в законодательстве декларативных норм и многочисленных правовых коллизий. В результате -  единый цикл превращения новых знаний в реальный продукт остается разорванным», - подчеркнула Валентина Матвиенко.

Спикер СФ предложила создать в Совете Федерации рабочую группу по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросу разработки и реализации долгосрочной Стратегии в области интеллектуальной собственности.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров сообщил  о  работе по реализации решений прошлого заседания Совета. В частности, он подчеркнул, что разработанный Министерством  образования и науки РФ совместно с другими ведомствами план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности, не может подменять собой стратегию, о которой идет речь, а должен быть лишь одним из инструментов ее реализации.

Заместитель Министра образования и науки РФ Игорь Федюкин  заявил, что Министерство в феврале 2013 года подготовило и представило на рассмотрение Игорю Шувалову проект структуры долгосрочной госстратегии развития в области интеллектуальной собственности, а также два плана разработки документа.

Валентина Матвиенко напомнила, что в первом квартале текущего года должен быть разработан документ в целом. Сенаторы  тщательно проверят план разработки стратегии, подготовленный Минобрнауки РФ.

Участники дискуссии поддержали мнение, что для создания инновационной экономики в России необходима разработка долгосрочной государственной стратегии  в области интеллектуальной собственности.

Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Борис Симонов напомнил, что среди всех стран БРИКС только у России до сих пор нет такой концепции.  По его мнению, «не сделано самого главного – анализа текущей ситуации в этой сфере». При этом, по его оценке, только с доли интеллектуальной собственности в 5% от ВВП можно говорить о трансформации экономики в инновационную.

Начальник Центра инновационного развития филиала ОАО «Российские железные дороги» Александр Корчагин поддержал коллегу и порекомендовал начать с глобального анализа процессов в сфере интеллектуальной собственности. «За последние 10 лет в России бюджетное финансирование этой сферы возросло в четыре раза, а результата нет».

Генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Евгений Каблов предложил стимулировать изобретателей, разработав адекватную оценку результативности их деятельности. В частности, в список критериев эффективности он рекомендует внести получение патентов на открытия и  промышленные образцы. Также, считает Евгений Каблов, опасностью для экономики России после вступления во Всемирную торговую организацию может стать отсутствие профессиональных инженеров-патентоведов.

В этом его поддержал и директор центра защиты интеллектуальной собственности Московского технического университета им. Н.Э.Баумана Борис Коробец. «Необходимо решать вопрос кадрового голода, но у нас сейчас даже не сформулирован образовательный стандарт для вузов при подготовке инженеров-патентоведов».

Заместитель Министра экономики Республики Татарстан Артем Здунов предложил при разработке стратегии обязательно ввести в нее региональный аспект. «Большинство процессов все равно происходит в субъектах РФ», - отметил он.

Директор научно-технического центра ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Владимир Каргопольцев напомнил участникам заседания, что во многих странах весь путь от создания изобретения до оценки его экономического эффекта закреплен правовыми актами, развивающими стратегические государственные планы.

«Сегодня перед нами стоит совершенно прагматичная задача – создать рынок интеллектуальной собственности, для чего необходима грамотная и взвешенная государственная стратегия», - подчеркнула  Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В заседании принял участие председатель Общественной палаты Тутаевского  района Анатолий Упадышев.

Сайт СФ РФ

16.05.2013

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства на тему: «Управление многоквартирными домами – вид профессиональной деятельности. Задачи СРО управляющих организаций. Распределение стоимости коммунальных услуг между собственниками помещений в МКД».

Мероприятие открыл и вел председатель Комитета ТПП РФ Андрей Широков. В заседании также приняли участие представители саморегулируемых организаций и отраслевых объединений, сервисных компаний, вузов и НИИ.

Андрей Широков отметил актуальность мероприятия: 31 мая планируется заседание Государственного совета под председательством Президента России Владимира Путина, посвященное теме предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг. Главной задачей заседания Комитета ТПП РФ стало определение наиболее острых вопросов и важных предложений, которые нужно предложить организаторам для рассмотрения на заседании Госсовета.

Одной из проблем для коммунальщиков является то, что законодательство об обязательном саморегулировании в управлении жилищной сферой  не дало ожидаемых результатов, поскольку его совершенствование движется слишком медленно. На заседании Комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству закон об обязательном СРО был снят с повестки дня и, по мнению, Андрея Широкова, будет рассматриваться не раньше осени.

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, председатель Экспертного совета Комитета Александр Вербицкий считает целесообразным разработку отдельных законов об ассоциациях собственников в жилищной сфере и об управлении. Главной правовой проблемой в сфере ЖКХ эксперт считает тот факт, что многоквартирные дома не определяются как объекты недвижимости. В управлении жилым комплексом до сих пор сильны отголоски советского прошлого, в частности, в виде капитальных ремонтов. В европейских странах такого понятия не существует.

Президент НП управляющих недвижимостью «Совладение» Александр Павленко считает необходимым внесение изменений в Жилищный кодекс. По его мнению, управление всей территорией многоквартирных домов должно полностью перейти к собственникам. Переход от приватизации квартир к приватизации домов можно осуществить с помощью механизма ТСЖ, полагает эксперт. Следующим шагом, по мнению Александра Павленко, должна стать капитализация многоквартирных домов как объектов недвижимости.

По мнению участников заседания, значительная часть собственников жилья еще не готова нести бремя содержания своей собственности, ресурсоснабжающие организации не имеют достаточных стимулов для снижения потребления всех видов ресурсов в многоквартирных домах, очень многие чиновники самых разных уполномоченных органов публичной власти видят жилищный сектор лишь как источник прибыли.

В заседании принял участие председатель Общественной палаты Тутаевского  района Анатолий Упадышев.

Сайт ТПП РФ

 

14.05.2013

Развитие индустрии детских товаров обеспечит безопасную среду для подрастающего поколения.

В Совете Федерации состоялось совещание на тему «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана по ее реализации».фото

В мероприятии приняли участие представители более 100 компаний и организаций, которые занимаются производством, поставками и продажей товаров и продукции для детей и семей с детьми.

Открывая совещание, председатель Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина отметила, что этот документ не имеет аналогов в РФ и отвечает задачам государства в сфере защиты интересов детей. «Развитие индустрии детских товаров позволит обеспечить безопасную среду для российских детей и станет важным шагом в области поддержки детства в России, которые уже сделаны государством».

Как подчеркнула сенатор, важно, что Стратегию развития индустрии, которую в конце апреля представила на Общественном совете Министерства  промышленности и торговли РФ президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АПИДТ) Антонина Цицулина, Министерство поддержало и выразило готовность к сотрудничеству.

Зинаида Драгункина высказалась за создание Комиссии Правительства РФ по развитию индустрии детских товаров, а также за внесение ряда изменений в действующее законодательство, которые бы способствовали реализации Стратегии.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов подчеркнул, что развитие индустрии детских товаров станет хорошим стимулом для роста смежных отраслей экономики.

Он сообщил, что основным инструментом выполнения Стратегии станет отдельная подпрограмма «Развитие индустрии детских товаров» в рамках Государственной программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Такая подпрограмма будет подготовлена Минпромторгом РФ осенью текущего года.

Президент АИДТ Антонина Цицулина считает, что реализация Стратегии позволит сделать детские товары доступнее для российских семей, будет способствовать существенному улучшению их качества. «Важно обеспечить производство качественных и безопасных товаров – это приоритетная задача».

По словам главы АИДТ, благодаря Стратегии впервые индустрия детских товаров будет выделена в отдельный сектор экономики, в котором за счет создания инфраструктуры и развития кадрового потенциала доля российской продукции увеличится с 20,6% до 45% к 2020 году, а доля  «теневого» оборота снизится вдвое.

Член Комитета Госдумы по делам национальностей Светлана Журова подчеркнула, что производство детских товаров это крайне ответственная деятельность, значимую роль в которой должно играть государство. «Это не только коммерция. Через детские товары, игрушки мы можем воспитывать подрастающее поколение, развивать в детях патриотизм, любовь к своей стране. Поэтому государственная политика в этой сфере необходима».

По ее мнению, наиболее эффективной и перспективной формой будущего развития отрасли является государственно-частное партнерство.

В ходе совещания Зинаида Драгункина сообщила, что 28 мая состоится второе заседание Координационного Совета при Президенте РФ по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы.

В совещании принял участие председатель Общественной палаты Тутаевского  района Анатолий Упадышев.

Сайт СФ РФ